Понятие перинатального развития, его классификация. Новорожденность: кризис рождения; врожденные формы психики и поведения. Основные безусловные рефлексы новорожденного. Условия, обеспечивающие успешное психическое развитие новорожденного. «Комплекс оживления». Формирование актов хватания и предметных манипуляций. Эмоциональное развитие новорожденного.

                                                                                                                                      1.1. Перинатальное развитие.

Перинатальное развитие – (от лат. Рrae – перед, natalis – относящийся к рождению) период внутриутробного развития организма вплоть до наступления момента родов. Потенциальное развитие человеческого существа начинается с оплодотворения.

Весь период перинатального развития, продолжающийся 38-40 недель беременности, делится на 3 фазы:

1.фаза зиготы,

2.фаза эмбриона,

3.фаза плода.

Рассмотрим фазы более подробно:

1) 2 недели с момента оплодотворения;

2) длится с 2 до 8недель беременности. 1 месяц: к 20-у дню начинает биться будущее сердце ребенка; закладывается мозг и основы нервной системы; напоминает по внешнему виду головастика; весит примерно 15г., в длину 10-12мм. 2 месяц: формируются основные системы организма и части тела; похож скорее на человека, чем на головастика; весит 20-25 г. 2,5см. В это время развивается центральная и перефирическая нервная система, уже в 1,5 месяца эмбрион реагирует на боль, на прикосновение к подошвам, отстраняется от света, направленного на живот матери, имеет орган вкуса, а также способен улавливать настроение матери.

3) длится с 9недель до рождения. Отличается быстрым увеличением размеров плода. 3 месяц: начинают функционировать мышцы, появляются первые движения плода, появляются ногти на пальчиках, формируются 20 зачатков будущих зубов, формируется голосообразующий аппарат, хватательный рефлекс (11-12 недель), сосательный (13-14 недель), становится сформированным гениталий плода к 12 неделе, 10 см. в длину.

1.2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРОЖДЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ.

Формирование мозга и органов чувств, а именно зрения, высоко чувствительно к внешним воздействиям на протяжении всего перинатального периода, что и делает необходимым реализацию экологического подхода в период беременности. Т.о., уже за долго до рождения плод готов к восприятию стимулов внешней среды, которые являются факторами формирования врожденных особенностей будущего ребенка.

Факторы, которые действуют во время развития организма ребенка от зачатия до рождения, приводят к формированию врожденных особенностей человека. В настоящее время описано более 400 факторов воздействующих на ход внутриутробного развития, и в первую очередь на мозг будущего ребенка. Условно их можно разделить на 3 группы:

1) Биологические факторы:

1 хромосомные аномалии – по наследству либо из-за нарушений сперматозоида и яйцеклетки;

2 острые или хронические заболевания матери;

3 инфекции, особенно вирусные;

4 нарушения питания плода, т.е. голод и отсутствие необходимых питательных веществ;

5 иммунологическая резус несовместимость матери и плода – м.б. ДЦП, младенческая смертность, нарушение психического развития, сердечной мышцы; 6 возраст женщины – после 30 лет возрастает риск рождения детей с хромосомными дефектами;

7 прием лекарств во время беременности, особенно в 1-ом триместре – врожденные физические дефекты;

8 алкоголизм и наркомания – широкий спектр проблем.

2) Физические факторы:

1 физические травмы во время беременности или родов;

2 профессиональные вредности, загрязнение окружающей среды, радиация;

3) Психологические факторы:

1 позитивные эмоции ожидания ребенка матерью;

2 эмоциональные потрясения и стрессы беременной женщины – сильный стресс до 4-го месяца беременности скорее скажется на нервной системе и формирующемся теле, к 6-у месяцу.

3 позитивные и разнообразные воздействия окружающей среды.

1.3. КРИЗИС РОЖДЕНИЯ.

Ребенок во время перинатального развития воспринимает окружающий мир через маму, и поэтому необходимо исключение воздействия неблагоприятных факторов на плод и целенаправленное формирование психики еще не родившегося ребенка на основе использования позитивных стимулов среды.

В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды. Для организма многих новорожденных сам процесс рождения - тяжкое физическое испытание, которое истощает его организм и создает ситуацию стресса. Родившись и оправившись от потрясений, связанных с рождением, ребенок начинает жить в заданных условиях и развиваться в соответствии с врожденным потенциалом и с создаваемыми условиями.

Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом новорожденность. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но не биологически. Рождение ребенка есть переход внутриутробного (паразитарного) способа существования к внеутробному (индивидуальнму) образу жизни – кризис рождения; он проявляется в потере веса в первые дни после рождения(4-6% веса у доношенных детей, 10-12% у недоношенных и переношенных детей). Новорожденность как бы соединительное звено между утробным и внутриутробным развитием, она совмещает в себе черты того и другого (от рождения до 2,5-3 месяцев). Переходный или смешанный характер жизни ребенка в период новорожденности можно проследить на нескольких основных особенностях, отличающих его существование.

Питание новорожденного носит смешанный характер, ребенок питается по способу животных: он воспринимает внешние раздражения, отвечая на них целесообразными движениями, с помощью которых захватывается и усваивается пища. Однако ребенок питается молозивом матери, а в последствии ее молоком, т.е. внутри органическим продуктом материнского организма. Тот же промежуточный характер носит и существование ребенка – около 80% времени спит. Главнейшая особенность сна новорожденного – его полифазный характер. Короткие периоды сна чередуются вкрапленными в них островками бодорствования, часто состояние дремоты. Новорожденный сохраняет эмбриональную позу, как во время сна, так и во время бодрствования – до 4 месяцев. Анимальные функции новорожденного: с одной стороны он обладает уже рядом двигательных реакций, возникающих в ответ на внутренние и внешние раздражения, с другой стороны он еще лишен способности к самостоятельному передвижению.

Кризис новорожденности – основным новообразованием этого кризиса является индивидуальная психическая жизнь ребенка, отделенная от материнского организма. Содержанием психической жизни новорожденного является «сплав аффекта, влечения, ощущения». Переживания новорожденного ребенка целостны, глобальны, недифференцированны. Кризис новорожденности обосновали теоретически как особый период в психическом развитии ребенка, его признаком является потеря ребенком веса в первые дни после рождения. Кризис новорожденности - относительно короткий период в жизни ребенка (1-2 месяца). Он характеризуется психологическими изменениями, которые выражены в лишении ребенка основных средств общения со взрослыми, беспомощности, переходе от перинатального к постнатальному развитию.

                                                                                                              1.4. ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА ПО ВОСПРИЯТИЮ МИРА.

Новорожденный обладает всеми необходимыми возможностями для существования в новой среде.

Слух: с рождения ребенок знает множество звуков, поскольку начинает слышать с 24-й недели перинатального развития. В первые дни после рождения различает ударения в словах, эмоциональную окраску речи, различает до 150 звуков и выделяет голос матери; в 4 дня различает разные языки и игнорирует чужой язык.

Зрение под влиянием внешних раздражителей у новорожденного с большой скоростью развивается способность видеть. Он видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз слабее взрослого, видит лишь силуэты. Он различает блестящие и красные цвета, на 2-й - 3-й неделе жизни появляется зрительное сосредоточение.

Обоняние и вкус: обоняние начинает функционировать сразу после рождения – ребенок ощущает запах материнского молока, в 1-2 дня способен различать приятные и неприятные запах. Новорожденный предпочитает сладкие запахи и соответствующий вкус. В возрасте нескольких дней способен определять даже степень сладости.

Осязание: Уже в момент рождения ощущает прикосновения и предпочитает прикосновение человеческого тела – с нормальной температурой тела.

 

1.5. Основные безусловные рефлексы, специфические для новорожденного.

 

1. Двигательные рефлексы: хватательный рефлекс; рефлекс ползания – держать руку у ступней, от которых ребенок должен отталкиваться; рефлекс Моро (обнимание) ударяется ладонями по поверхности на которой он лежит, также при подкидывании опора и автоматическая ходьба поддерживая «ставят», ребенок должен опираться ногами и даже делать попытки ходьбы, он должен вставать всей ступней; рефлекс Бабинского – мягко погладить ступню от пятки к пальчикам, ребенок должен расправить пальчики; плавательный рефлекс – если опустить ребенка лицом в воду, он закрывает глаза, останавливает дыхание и совершает плавательные движения.

2. Защитно-ориентировочные рефлексы: зрачковый – при направленном ярком свете он резко закрывает глаза; защитный – положить на живот и он повернет голову в стороны, рефлекс чихания; ориентировочный – на неожиданный звук или явление ребенок замирает и прислушивается, появляется со 2-й недели жизни.

3. Пищевые рефлексы: сосательный – в ответ на раздражение в области рта реагирует сосательными движениями вместе с глотательными; поисковый – поглаживание пальцем в области рта или щек, вызывает поворачивание в раздраженную сторону и пытается сосать; хоботковый – если прикоснуться ладошкой к губам ребенка, то он их вытягивает в трубочку.

К 6-ти месяцам все эти рефлексы исчезают, за исключением рефлекса Бабинского и зрачкового рефлекса.

Zuletzt geändert: Mittwoch, 25. Januar 2023, 21:16