Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет

Челябинский государственный университет

Актуальные проблемы новейшей русской литературы

(1985 – 2003 годы)

Программа и методические материалы для студентов 1 курса

филологического факультета

(очное и заочное отделения)

Рекомендовано Советом по филологии

Учебно-методического объединения

по классическому университетскому

образованию в качестве программы

спецкурса для студентов высших

учебных заведений, обучающихся

по направлению 520300 и

специальности 021700 – Филология

Екатеринбург – Челябинск

2003


Одобрено учебно-методическими комиссиями филологических факультетов Челябинского государственного и Уральского государственного университетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные методические материалы включают программу курса «Актуальные проблемы новейшей русской литературы», планы практических занятий, списки художественных текстов и научно-критической литературы, контрольные вопросы и задания для очного и заочного отделений.

 

 

 

Авторы-составители – доктор филологических наук, профессор Л.П. Быков, кандидат филологических наук, доцент Д.В. Харитонов.

 

 

 

Рецензенты – доктор филологических наук, профессор Н.В. Барковская (Екатеринбург, УрГПУ), доктор филологических наук, профессор, Г.К. Щенников (Екатеринбург, УрГУ).

 


Программа

Общие тенденции развития литературы на рубеже XX – XXI веков. Утрата веры в универсальные ценности. Усиление эсхатологических тенденций. «Равноразные» миры культуры новейшего времени. Постмодернистская ситуация в мировой культуре. Сосуществование постмодернизма с этетикой реализма и модернизма, литературоведческие суждения о постреализме, постакмеизме и необарокко. Экспансия «массовой литературы». Идеи и формы контркультуры.

Литературный процесс и литературная периодика второй половины 1980 – 90-х годов. Журнальный бум на рубеже 1980 – 90-х годов. Роль литературы в коренном обновлении общественного сознания. Отмена цензуры и демократизация литературной жизни. «Возвращенная словесность» и ее социальный и культурный резонанс. Всплеск интереса к публицистике и критике (статьи в «Новом мире», «Огоньке», «Московских новостях», сборнике «Иного не дано» и др.). Осмысление трагических изломов отечественной истории в литературных публикациях «перестроечной» поры. Роль напечатанных в стране произведений В. Гроссмана и А. Солженицына в освобождении общества от господствовавших прежде идеологических мифов и социалистических иллюзий.

Причины резкого спада интереса к литературной периодике во второй половине 90-х годов. Кризис литературоцентризма общественного сознания. Перенос внимания массового читателя с «толстого» журнала на книжную «пульпу» и глянцевые еженедельники и газеты. Возникновение нерегулярных изданий, не рассчитанных на широкую аудиторию («Золотой век», «Комментарий», «Митин журнал», «Арион» и др.). Активизация «массовой литературы» и Internet-фактор.

Литературная премия (Букер, Антибукер, Триумф, премия Академии Российской словесности, премия Андрея Белого, премия «Национальный бестселлер» и др.) как стимулятор общественного интереса к современной литературе.

Перспективы литературной периодики в XXI веке. Обсуждение журнальных публикаций последних лет (выбор конкретных произведений осуществляют студенты совместно с преподавателем).

Литература русского постмодернизма. «Ситуация постмодернизма» (Ж.-Ф. Лиотар) в культуре последней четверти XX века: ценностный релятивизм, кризис авторства, сведение произведения к тексту, эклектика как принцип, размывание границ между субъектом и объектом, высоким и низким, элитарным и массовым, искусством и реальностью.

Генезис русского постмодернизма. Модернизм и постмодернизм (Вл. Новиков: «поздмодернизм»?) – диалектика притяжений и отталкиваний. Соцреализм и постмодернизм.

Варианты русского постмодернизма. Постмодернизм в поэзии, прозе, критике. Концептуализм и метареализм.

Текст и контекст: постмодернизм и интертекстуальность. Интеллектуальная комбинаторика (реминисценции и игра жанровыми, сюжетными и стилевыми стереотипами) в постмодернистском дискурсе.

Перспективы искусства слова в постмодернистскую эпоху. Документально-эссеистское начало в современной словесности. Социально-исторические и философско-эстетические причины активизации документально-публицистических факторов в искусстве последних десятилетий. Формы и варианты современной «литературы без вымысла» («литература человеческого документа», мемуары, дневники и др.). Культурологический элемент в современной литературе. Влияние «эстетики подлинности» на недокументальные жанры литературы.

Феномен массовой литературы. Социальные и психологические причины ее востребованности. Жанровый спектр массовой литературы (детектив, триллер, дамский роман, фантастическая проза и др.). Массовая литература и элитарная словесность – поляризация и/или конвергенция.

Проблемно-жанровый и «именной» диапазон современной прозы.

Горизонты отечественной поэзии рубежа тысячелетий.

Авторы, конфликты и персонажи современной драматургии.

Региональный фактор развития современной литературы.

Литература и Интернет.

Современная литературная критика – интересы, издания, жанры, авторы.

Пояснительная записка

Предлагаемое пособие для студентов первого года обучения – результат многолетнего опыта преподавания дисциплины «Актуальные проблемы новейшей русской литературы» в Уральском государственном и Челябинском государственном университетах. Общий принцип подхода к структурированию кажется парадоксальным: всего 10 часов лекций и 24 часа практических занятий на дневном отделении. Однако такой «расклад» обусловлен тем, что литература последнего времени известна первокурсникам весьма приблизительно или не известна вовсе (в школе ее практически не изучают). Поэтому логично уделить значительно больше внимания анализу конкретных произведений, предваряя и направляя его циклом лекций концептуального характера. Кроме того, сама специфика данного курса такова, что он должен быть открыт постоянному обновлению, поэтому его программа не может быть жесткой, что позволяет варьировать тематику практических занятий и рассматриваемые на них литературные реалии.

Цель курса – знакомство с основными тенденциями литературного процесса наших дней, характеристика наиболее примечательных явлений отечественной словесности последних лет, осмысление диалектической взаимосвязи искусства слова и действительности, развитие эстетического вкуса студента. Это одновременно определяет и его задачи. Онисостоят в том, чтобы, на основе ранее освоенного студентами материала по введению в литературоведение, изучения рекомендованных критических источников и, наконец, непосредственно практических занятий по курсу «Актуальные проблемы новейшей русской литературы» – закрепить навыки самостоятельного анализа литературных произведений и получить начальное представление о закономерностях литературного процесса новейшего времени.

                                                                                                                                                                       I.      ПРОГРАММА

Отечественная литература конца XX – начала XXI века

(материалы к изучению)

Жизнь пришлась на два тысячелетья.

Повезло нам, что ни говори…

Александр Кушнер

В недавние, но уже ставшие историей годы «перестройки» прозвучала характерная для тех лет фраза: «У нас теперь читать куда интереснее, чем жить». Этим парадоксом точно схвачена одна из особенностей духовной атмосферы конца 80-х годов – времени небывалого за всю советскую эпоху читательского «бума». Красноречивы, в частности, цифры, фиксирующие амплитуду тиражей популярных литературно-художественных журналов – сначала резко взметнувшуюся, а потом, с еще большей резкостью, упавшую:

Журнал/год           1987          1990                    1994       2002

Новый мир            495 тыс.   2 млн. 660 тыс.   53 тыс.   9 400

Знамя                     200 тыс.   1 млн.                63 тыс.    5 500

Дружба народов   150 тыс.   815 тыс.            60 тыс.     3 300

Тогда, во второй половине 1980-х, годов спрос на печатное слово мощно стимулировался «возвращенной литературой» – публикациями не издававшихся прежде сочинений и писателей с именем (таких, как А. Платонов, М. Булгаков, Б. Пастернак, А. Ахматова), и тех, кого советская аудитория, по сути, для себя только открывала (В. Розанова, Е. Замятина, Н. Гумилева, Б. Пильняка, В. Шаламова), а также представителей русского литературного зарубежья – от В. Набокова до И. Бродского.

С журнальных и книжных страниц хлынул поток произведений, создававшихся на протяжении целого века. Жадное знакомство с этими слишком долго ждавшими своего часа духовными ценностями не могло не вызвать у читателей чувства перенасыщенности. Обозначилась и еще одна коллизия. Литературные публикации этой поры, в абсолютном большинстве обращенные к давнему или близкому отечественному прошлому,  существенно дополняли и уточняли представления о прошлом самой русской литературы. Современная же словесность оказалась в тени издательского и читательского внимания. Известным исключением здесь было лишь творчество В. Астафьева, В. Распутина, Ч. Айтматова, В. Быкова и некоторых других.

К началу 90-х годов резонанс «реабилитированных» книг начал слабеть, и в поле зрения тех, чью любовь или привычку к чтению не смогли «нейтрализовать» увеличившиеся сначала в десятки, а потом и сотни раз цены на печатную продукцию, стали возникать произведения, созданные в новейшую эпоху. При этом произошло существенное обновление литературной «афиши». Привычно занимавшим верхние строчки в ней самым популярным у читателей и критиков художникам слова «доперестроечной» поры не удается новыми работами подтвердить свою репутацию творческих лидеров. Они или уходят в публицистику и политику, или замолкают (счастливое здесь исключение – В. Астафьев и А. Битов). Тем самым подтвердились давние строчки одного из них – поэта Е. Евтушенко:

Пришли иные времена,

Взошли иные имена…

Среди этих иных – и литераторы с весьма солидным писательским стажем (А. Азольский, В. Маканин, Л. Петрушевская), и авторы, чья творческая молодость совпадала с биографической (В. Пелевин. Д. Галковский, О. Павлов, В Курицын, Б. Рыжий, Е. Гришковец, А. Варламов). Подчеркнем также, что в крайне пестрой и запутанной литературной ситуации очень трудно (если вообще возможно) выделить такие «ключевые» произведения, какими в недавние десятилетия представлялись «Привычное дело» В. Белова, «Сотников» В. Быкова, «Живи и помни» В. Распутина, «Старик» Ю. Трифонова, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова. Вот почему при характеристике этой ситуации резонней вести разговор не столько об отдельных индивидуальностях, сколько о тенденциях и акцентах, ее отличающих.

Вторая половина 80-х годов отмечена в нашей словесности вниманием к таким негативным явлениям и процессам действительности, о которых прежде советские литераторы не писали с такой болью и тревогой. Вслед за «Пожаром» В. Распутина, «Печальным детективом» В. Астафьева, «Плахой» Ч. Айтматова множатся произведения, чей пафос точно обозначен названием документально-публицистического фильма С. Говорухина «Так жить нельзя!» Среди них – «Стройбат» С. Каледина (Новый мир. 1988. № 12), «Одлян, или Воздух свободы» Л. Габышева, отдельное издание существенно отличается от журнальной публикации: (Новый мир. 1989. № 6–7), «Людочка» В. Астафьева (Новый мир. 1989. № 9), «Цинковые мальчики» С. Алексиевич (Дружба народов. 1990. № 7).

Деградация и саморазрушение общества и человека на страницах этих повестей и рассказов запечатлены с беспощадной откровенностью, что дало критике основания утверждать, что на смену реализму социалистическому пришел реализм физиологический или апокалипсический.

В условиях, когда интересы и усилия персонажей всецело поглощены проживанием или выживанием в их повседневной практике, с неизбежностью становятся доминирующими начала первичные, инстинктивные, в иных обстоятельствах скрытые «одеждами» цивилизации. Особенно показательно в этом плане творчество драматурга и прозаика Людмилы Петрушевской: сборники пьес «Три девушки в голубом» (М., 1989), рассказов «Бессмертная любовь» (М., 1990), журнальные публикации в «Новом мире»: «Новые Робинзоны» (1989. № 8), «Песни восточных славян» (1991. № 8), «Время ночь» (1992. № 2), а также в «Октябре»: «Сказки для всей семьи» (1993. № 1,2). Ее сочинения, которые кажутся предельно натуралистичными, не представляют, однако, зеркального отражения нашего быта. Первобытное здесь сочетается с первобытийным, а эпатирующие читателя житейские подробности переплетаются с элементами абсурда, мистики, сказки. Страдательное существование действующих в ее пьесах и рассказах лиц, поглощенных «психопатологией обыденной жизни», оттеняется нигде себя не акцентирующим, но неизменно проступающим в тексте авторским состраданием к ним: ведь всякий «достоин жизни, достоин любви, все были немощными младенцами, станут немощными стариками».

Наблюдаемая в искусстве и жизни депрессия обусловлена ценностным вакуумом, проницательно предсказанным еще в XIX веке литератором и философом К. Леонтьевым: «Испытавши все возможное, даже и горечь социалистического устройства, передовое человечество должно будет неизбежно впасть в глубочайшее разочарование...»

Но, согласимся с другим философом, «нельзя долго смотреть в бездну, чтобы она не отразилась в тебе». (Ф. Ницше). Затяжное  пристрастие отечественного искусства к «шоковой терапии» обернулось тем, что книги и фильмы, создававшиеся в отрицание уродств и язв современного существования, множась на журнальных страницах и на экране, стали объективно способствовать «свыканию» с ними. И трудно не разделить обеспокоенность критика М. Липовецкого тем, что «наша гиперреалистическая «жесткая» проза с точностью до наоборот воскрешает модель так называемой «бесконфликтной» словесности, превращая приснопамятную борьбу хорошего с лучшим в садо-мазохистскую схватку плохого с худшим».

Когда на литературном «поле» бросается в глаза преобладание «Русских цветов зла» (так назван коллективный сборник рассказов, вышедший в 1997 году), закономерно прозвучала гипотеза поэта Владислава Артемова, предположившего, что на Страшном суде писателей и художников будут помещать в те же самые миры, которые они создали своим творчеством. А другой поэт, Александр Кушнер, отозвался на недавнее это засилье «негатива» стихами:

Жизнь бывает такой отвратительной,

что об этом умней промолчать.

И без нас есть такие любители

черной краской ее рисовать,

словно в детстве их чем-то обидели,

не любили их мать и отец.

Повышение «удельного веса» в искусстве картин существования «по Дарвину», когда персонажи и в цивилизованных интерьерах руководствуются законами природного мира, делает особенно важным осмысление человеческого существования в культуре. И здесь представляют интерес романы, героями которых мы видим литераторов или филологов: «Пушкинский дом» А. Битова, «Славный конец бесславных поколений» А. Наймана, «Роман с языком» В. Новикова, «Трепанация черепа» и «НРЗБ» С. Гандлевского, «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина. В них не только живописуются подробности литературного быта великих и малых мира сего, но и развернута последовательная авторская саморефлексия по поводу роли и места писателя и литературы в жизни вообще и российской жизни в частности.

Те, кто привык считать словесность «солью нашей земли», с горечью, подобно Вавилену